Спешу поделиться заинтересовавшими пассажами о разных течениях внутри него.
Адвайта-веданта:
читать дальшеДля нас знание - это некоторая информация, хранящаяся в памяти, вызываемая оттуда по мере необходимости и отправляющаяся назад, когда нужда в ней отпадает. Для древнего же индийца знание означало именно удержание какого-то предмета, образа или священной формулы в фокусе активного внимания. Во время жертвоприношений один брахман вообще не совершал никаких действий, в его задачу входило совершать ритуал мысленно.Вишиштадвайта-веданта:
Бхакти - любовь и преданность божеству, экстатиеческое устремление к слиянию с ним, которое и обеспечивает человеку спасение.
Бенгальский вайшнавизм:
Бхакти являается самоцелью, а освобождение - только его побочный результат.
читать дальшеЧеловек не обязан даже стремиться к спасению - он должен, если хочет быть человеком, - только любить бога и видеть его постоянно перед собой. Человк, обращаясь со всей страстью к божеству, реализует те же силы, которые присущи и богу (шакти).Неоведантизм, Вивенкананда:
читать дальше"Наша обязанность по отношению к ближним заключается в том, чтобы делать добро миру. Зачем же нам делать добро? По-видимому, для того, чтобы помогать миру, но в действительности для того, чтобы помогать самим себе. ... При тщательном рассмотрении мы видим, что мир вовсе не нуждается в нашей помощи".И ещё любопытное про сати - самосожжение вдов:
читать дальшеТочный источник возникновения ритуала непонятен, но явление распространено было чрезвычайно. Вдова при смерти мужа должна была надеть лучшее или даже свадебное облачение и войти в погребальный костёр мужа, или же, сидя внутри костра рядом с телом, сама поджечь его. Обряд считался сугубо добровольным, но на многих изображениях почему-то вдова лежит связанная рядом с телом мужа. Возможно, со стороны прочих добрых людей вдова получала столько осуждения и давления в случае сопротивления, что прыгала в костёр с большой скоростью.
Есть мнение, что этот обряд был придуман, чтобы жёны не мечтали даже об отравлении своих мужей или другом причинении им смертельного вреда. Есть другое мнение, что в ту пору, когда Индия находилась под мусульманами, вдовам страшнее было оставаться жить после смерти мужа, лишившись его защиты - над ними постоянно издевались и совершали насилие.
В 19 веке с обрядом стали бороться в государственном масштабе, но компанейские вдовы находятся и до сих пор и несмотря на все запреты прыгают в огонь. А что, уголовное наказание им не страшно, зато сати обещает очищение от грехов и воссоединение с мужем в ином бытии. Так-то.
@темы:
обогащающее знание