01:15 

Катерина Бiлокур (1900 - 1961)

Леночка.
Сирень не зацветет, если не вспомнит, зачем ей цвести
Родилась Катерина в украинском селе Богдановка. Рано и быстро выучилась грамоте, поэтому в школу её решили не отдавать. Когда она стала увлекаться рисованием, её наказали и запретили это глупое дело, чтоб не отвлекалась от работы по хозяйству. Рисовала потом она тайком, и как-то прочитала то ли в календаре, то ли в газете о том, что в Миргороде есть техникум художественной керамики. Она поехала туда поступать, но на её рисунки даже не посмотрели, потому что она не имела школьного образования. Из Миргорода Катерина в тоске и страшном разочаровании пришла домой пешком. Через шесть лет она попыталась поступить в Киевский театральный техникум, но и туда её не приняли по той же причине. Катерина хотела утопиться, но попытка не удалась, только ноги от ледяной воды в реке на всю жизнь остались больны. В 39 лет она услышала по радио песню знаменитой тогда Оксаны Петрусенко, и так её поразила эта песня, что она написала певице письмо и послала его вместе со своим рисунком по смешному адресу: "Киев, академический театр, Оксане Петрусенко". И письмо дошло. Так о Катерине Белокур узнала сначала Украина, а потом и весь мир. Её работы на выставке в Париже хвалил Пабло Пикассо. Но от этого нисколько жизнь художницы не становилось лучше. Уехать из села, бросив старую мать, она не могла, а жить в родной Богдановке было очень тяжело. Родственники её проклинали и изводили, всё село над ней смеялось, прозябала она на склоне лет в бедности и нищете. Её мать умерла в возрасте 94 лет, и через несколько дней после этого умерла и сама Катерина Белокур. Говорят, у неё был рак желудка. Ей было шестьдесят лет.

«А может вы не пишете мне потому, что недовольны, что я рисую только цветы? Так как же их не рисовать, если они такие красивые? Я и сама, как начну какую-нибудь картину цветов, то думаю: вот закончу эту, тогда буду рисовать что- нибудь из жизни людской. Но пока закончу, в голове возникают картины одна другой чудесней — и всё цветы. А как придёт весна, да цветы зацветут, ой, боже мой! Как глянешь: тот цветок красив, а этот ещё краше, а тот ещё прекрасней! И будто наклоняются ко мне и чуть ли ни говорят: "Кто же нас тогда будет рисовать, если ты оставляешь?" И я обо всём забываю и снова рисую цветы».




«Вот бывало возьму у матери кусок белого полотна, возьму уголёк и залезу куда-нибудь в угол, чтобы меня никто не видел, не слышал, да и начну выводить чёрным по белому и дома, и мельницы, и деревья. <...>

А иногда стану рисовать что-то такое, как говорят, фантастическое — то смешное, то страшное, а иногда удивительное, привлекательное, что и не насмотреться. И развешу я те творения свои в укромном месте и удивляюсь, и плачу над ними, и хохочу, как сумасшедшая, от того, что сумела такое сотворить. Мама, бывало, плачет даже. "Вот, — говорит, — наказал нас господь такой дочкой! У людей в этом возрасте дочки уже замуж вышли, их матери зятей имеют, а наша, не к ночи будет сказано, чертей рисует". А осенью 1933 года говорю отцу и матери: "Вот это я уже дальше откладывать не могу, а буду учиться рисовать". А отец посмотрел на меня так, будто я ему сказала, что поставлю лестницу и полезу на луну: "Да где это слыхано, чтобы необразованная баба-крестьянка вдруг стала художницей? Да такого ещё белый свет не видывал!" "Ну, если не видывал, то пусть и такое увидит", — ответила я, вытирая слёзы. "Ну рисуй, будь ты проклята! Ни брани, ни слов ты не слушаешь, а бить я устал!"

«Вот с таким благословением я и стала учиться рисовать. Копала, садила, полола, собирала, пряла, ткала и все дела делала, а в промежутках училась рисовать. И всё сама. И за это меня звали стервозой, паразитом и лентяюгой. Ой, люди добрые! Ой, я же не ленивая! Я люблю любой труд, а рисовать я люблю, люблю больше всего на свете!

Вы спрашиваете, получала ли я от кого советы в творческой работе? Ой, дорогие товарищи, не получала никогда никаких советов. Какое-то слишком глухое место у нас, что поблизости нет никаких художников, никаких искусствоведов. А если моя работа ценная, то только она моя родная и добыта огромной любовью и бычьим упрямством. А если есть в ней какие недостатки, то тоже некого винить — ни школу, ни учителей».

<...>
А вот что рассказывает Ольга Климовна Белокур, хранительница мемориального дома художницы: «Знаете, всё время она спешила и всё работала стоя. И рисовала стоя, и на машинке шила стоя. Говорит, пока я сяду, да встану... время жалко было. Старалась успеть. Иногда приходилось разговаривать с ней: когда читаете литературу? Она говорит, когда кушаю. Печку топит, говорит: сколько время ушло! А сколько бы я нарисовала!"


























http://www.delphis.ru/journal/article/kosmos-kateriny-belokur

@темы: любоваться, искусство

URL
Комментарии
2015-06-21 в 01:31 

Sat Nam
До просветления колоть дрова и носить воду. После просветления колоть дрова и носить воду.
Рассказ задел за живое. Напомнил обо мне...

2015-06-23 в 19:20 

Zhevi
"- Волнуетесь? - А это поможет?"
Ты себе не представляешь, какой силы у меня сейчас баттхёрт по поводу ублюдочных родителей, и как я их всех ненавижу.

   

Фея Внутреннего Гуся

главная